Каждый, думая о пережитом прошлом в истории страны, невольно думает о том, из чего складываются эти мгновения. История страны неотъемлема от истории каждого поселка, городка, селения. Как сохранить то далекое прошлое? Ответ очевиден: надо искать факты, открывать нить, которая связывает поколения.
Открываю с трепетом альбом,
В нём Десятские хранятся снимки.
Я сейчас во времени другом,
Ожили вдруг старые картинки.
Время мчится и взрослеют лица,
А иные уж давно в небытие…
И хранятся вечные традиции
В фотографиях, что в рамках на стене…
Нам судьбой подарены на память,
В них мы ощущаем душ тепло.
Там друзья остались вечно с нами,
С ними многое от нас ушло…
Как же быстро мчится наше время!
Не угонимся мы никогда!
Не простое нашей жизни бремя
В фотографиях остались навсегда!
Вид со спутника на остров и карта острова:
До середины XIX века к западу от Атаманской станицы располагались лишь татарские селения, самым ближним из которых была Кучергановка. Это селение находилось в 4 верстах от казачьей станицы. Земли его занимали большей частью степные пространства, только к югу с выходом к Волге. Здесь находился большой остров, называемый Заячьим. Уже по самому названию видно, что оно произошло от зайцев, но каких? Когда? Каким образом? То-ли потому, что жители острова до революционных времён, дабы не утонуть в грязи, вынуждены были прыгать как зайцы с кочки на кочку, а может быть ещё во времена далёкого прошлого там вынуждены были скрываться бежавшие от гнёта помещиков. Это никому неизвестно, но остров и поныне именуется «Заячьим».
С середины XIX века астраханское купечество начало арендовать у татарской общины села Кучергановка участки на этом острове для устройства здесь пристаней.
На арендованных землях стал селиться рабочий люд, строить себе дома, и к концу XIX века на Заячьем острове вырос значительный рабочий посёлок. Торговые пристани тоже заняли всё береговое пространство острова, и он превратился в один из самых бойких и деловых мест на Астраханском волжском рейде. В 1899 году на острове, известным «Волго-Каспийским нефтяным и торговым обществом», были открыты механические мастерские.
Расположение Заячьего острова в центре других пристаней, его островное положение, отдаленность от города и ландшафт местности, способствовали развитию революционной агитации рабочих. Здесь проходили первые маевки.
Фото первых мастерских:
В 1926 году было большое наводнение и остров частично затопило. Остров засыпали песком.
В 20-е годы был построен деревянный мост, который связывал остров с городом.
В конце 50-х мост был реконструирован.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Ул. Мытищенская, 45
Во времена образования мастерских все жители этого посёлка были прихожанами Спасо-Преображенской церкви Атаманской станицы, но расстояние до храма было значительное и, особенно во время дождей и весенней распутицы, почти непроходимое. Оставалось речное сообщение, но и оно не могло устроить всех жителей Заячьего острова. Уже в начале XX столетия у них появилось горячее желание выстроить в своём посёлке храм Божий. Сразу же нашлись благотворители: владельцы местных пристаней и механических мастерских готовы были пожертвовать средства на строительство храма. По настоянию отца Иоанна Нигровского было решено выстроить не просто храм, а церковь-школу, где в одном помещении можно было совершать службу Божию и учить детей местных жителей Закону Божию.Храм строился быстро, и в 1903 году он уже был освящён. Храм был выстроен деревянный, небольшой, и место для него было выбрано как нельзя удачно. Стоял он на самом берегу, на мысу, на территории механических мастерских, и все суда, шедшие как из Астрахани вниз по Волге, так и в Астрахань, могли любоваться открывающимся видом храма, сияющего позолотой своих крестов. Церковь была освящена в честь Святителя Николая Чудотворца, и это было неслучайно — угодник Божий почитается как покровитель всех путешествующих и по морю плавающих, и все жители посёлка единодушно вызвались за такое наименование. Храм находился на территории мастерских, которые в военное время были приспособлены для ремонта военных судов, а значит, являлись стратегическим предприятием. Для переноса храм был разобран по брёвнышкам, и в связи с тем, что время было послевоенное и лошадей достать не было возможности, верующие сами на своих плечах носили брёвна на новое место. По ночам устраивали охрану из верующих, так как из-за страшного дефицита дров для отопления было немало желающих поживиться церковным строительным материалом. Храм был собран очень поспешно, об этом говорит даже то, что он был выстроен без фундамента и алтарь его оказался направлен не на восток, как обычно, а больше на север. Эта поспешность оправдывалась тем, что верующие очень боялись, что им в любой момент могут отказать в регистрации и все их действия объявят незаконными. Но всё же после завершения строительства 11 июня 1946 года Никольский храм был официально зарегистрирован за общиной верующих, и с этого момента начался новый период его существования.
Храм действует и по сей день. Несмотря на отсутствие украшений, он выглядит очень опрятно — затерянный среди домов посёлка, он виден издалека лишь по главам своих куполов: на самом храме, колокольне и над алтарём. Внутри храм тоже очень прост, но ухожен.
Появившийся после открытия небольшой иконостас и вся обстановка вокруг напоминает больше сельские храмы. В церкви очень много икон, большинство из которых были пожертвованы верующими прихожанами. В начале 90-х годов, благодаря старанию настоятеля протоиерея Григория Торопова, Никольский храм заметно похорошел: засияли жёлтым переливом купола, а вокруг появилась новая каменная ограда.
Внешний вид Никольского храма:
В начале ХХ века, да и в двадцатых, тридцатых и даже сороковых годах люди жили, в лучшем случае, в собственных деревянных домиках, теснившихся по всему острову. Большинство же семей ютились в бараках. Ни о каких коммунальных удобствах говорить не приходилось. Не было даже водопровода – воду для бытовых нужд брали прямо из Волги или из протоки Серебряная Воложка. Дома каменные наперечет, а в основном — деревянные бараки, и длинная-длинная улица вдоль всей территории. Это была улица Центральная, позднее — Николая Ветошникова. Клуб тоже был деревянный, школа, одноэтажная, рядом с этим клубом. Продовольственный и промтоварный магазины были в одном дощатом помещении без перегородок. Рядом в бараке находилась почта, а за стеной жили люди. Аптека была одна, но зато в каменном красивом доме с балконами. К концу семидесятых и началу восьмидесятых годов выросли улицы из современных жилых зданий со всеми удобствами – настоящий городок с парком на набережной, Домом культуры, сетью учебных заведений и детских садов, предприятиями общественного питания и магазинов. Появились больница, поликлиника, профилакторий. С городом поселок связывала асфальтовая магистраль.
ССЗ «Х-ой годовщины Октябрьской Революции»
Ул. Ветошникова, 1
Рождение завода. Мастерские были основаны в 1917 году. Мастерские располагали цехами: механическим, литейным, кузнечным. Работали они в основном зимой, причем занятых рабочих было 70-80 человек. В весенние и летние месяцы территория заливалась паводковыми водами. Сфера деятельности – судоремонт. Также было множество мелких мастерских, принадлежавших разным судовладельцам. Так, в районе теперешнего клуба были кустарные мастерские Понизовкина, в районе парка – мастерские Тер – Акопова, в конце острова – мастерские общества «Дембот» и Нижне – Лбовские. Они просуществовали до 1925 года. Затем было решено на месте мастерских возвести завод. В это время началась реконструкция бывших мастерских, острова, включая берегоукрепление в защиту от паводков. Постепенно наращивается мощность мастерских, строятся производственные и служебные здания, развиваются инженерные сети. Рабочие коллективы «Рейдфлота» после расчетов специалистов, не дожидаясь готовности проектов, приступили к сооружению механического цеха, жилых домов, разумеется, не забывая об укреплении берега Волги. Затем разбирались старые мастерские, территория будущего завода засыпалась грунтом на высоту более одного метра, засыпались также все протоки, проходившие через строительную площадку. С 1925 по 1927 год продолжалось строительство цехов. Были реконструированы старые мастерские. Кузнецкий и медницкий цеха оснащены новым оборудованием, установлены паровой котел, горны, мостовые краны, вентиляторы с электромоторами. В 1927 году завершена начинка современным станочным парком и оборудование механического, котельного и трубоварочного цехов. Корпуса приняты в эксплуатацию 7 ноября.
А накануне, 6 ноября здесь состоялся торжественный митинг по случаю официального пуска завода. Выступавшие говорили, что это главное событие года для всей области, единодушно предлагали назвать завод именем Х годовщины Октябрьской революции.
6 ноября 1927 года торжественный митинг по случаю официального пуска завода.
Спустя некоторое время президиум Астраханского губернского исполнительного комитета официальным решением подтвердил новое название завода: судоремонтный имени Х годовщины Октябрьской революции.
Строительство механического цеха
Финский цех
Судостроительно-судоремонтный завод расположен в черте города, на острове у правого берега реки Волги, примерно в 60 км от Каспийского моря. Основные производственные мощности были построены в 60-е годы прошлого века. Вид деятельности – судоремонт, судостроение и машиностроение.
В феврале 2006г. завод из «ССЗ им. Х-летия Октября» был переименован в «ССЗ им. А. Гужвина». В2017 году произошла смена собственника и завод был переименован в «ССЗ Галактика». Производственные площади завода, расположенного на двух берегах острова, составляют 230 тыс. кв. м. Длина причальных линий 730 м. Со стороны Волги имеется плавдок грузоподъемностью 4500т., оснащенный 10 – тонным краном, который принимает суда до 140 метров длиной. Со стороны Серебряной Воложки находится слип грузоподъемностью 2000 т. с тремя стапельными дорожками по 150 м.
Управление Каспийского государственного рейдового пароходства «Каспар».
Ул. Капитанская, 30
Также на острове находилось СЕВЕРО-КАСПИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО (СКМП) — федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 1922 г. как Государственное каспийское пароходство. В 1938 г. переименовано в Астраханское рейдовое, нефтеналивное пароходство «Рейдтанкер». В 1940 г. оно становится Каспийским рейдовым пароходством «Рейдтанкер». В 1955 г. переименовано в Управление Каспийского государственного рейдового пароходства «Каспар». В 1961 г. снова переименовано — Астраханское управление Каспийского морского пароходства.
Администрация Морского порта
Ул. Капитана Краснова, 31
В 1987 г. становится Астраханским производственным объединением морского транспорта. В 1993 г. переименовано в СКМП. Его суда доставляли грузы фрахтователей из речных портов России в любые порты Каспийского, Азовского и Черного морей. СКМП – крупнейшее предприятие на Нижней Волги и Северном Каспии, осуществлявшее дноуглубительные и промерные работы, а также буксировку объектов по внутренним речным путям. Кроме того, оно отвечало за проходимость судоходного канала «река-море». Имело мощную судостроительно-судоремонтную базу. В здании находится Администрация Морского порта
В 1925 году началось строительство жилого поселка. Это деревянные дома и бараки.
Здание бани
Ул. Торговая, 2
Началось строительство бани, которое завершилось в 1930 году.
В 30-50-е годы начали строить 2-х и 3-х этажные дома.
Ул. Водников, 9 и ул. Водников, 10
Ул. Ветошникова, 6
Ул. Ветошникова, 46, ул. Ветошникова, 44 и ул. Ветошникова, 42
Для работников завода в конце 50-х годов был построен профилакторий.
Ул. Водников, 18 (теперь здесь 10-этажный дом)
Средняя общеобразовательная школа №54
Ул. Ветошникова, 2
Средняя общеобразовательная школа №54 основана в 1936 году. В 30-е годы школа называлась ФЗС №14 (фабрично-заводская семилетка), потом — средняя школа №22, а уже в 1935-1936 году — средняя школа №54. Одноэтажное деревянное здание, расположенное на территории сегодняшнего физкультурно- оздоровительного комплекса, имела 13 классов. Сколько радости и счастья принесло тогдашним мальчишкам и девчонкам переселение в 1936г в новую двухэтажную каменную красавицу школу по адресу ул. им Н. Ветошникова, 2 (здание УПК Трусовского р-на).
Возвышалась она над всеми постройками. И что из того, что по соседству керосиновая лавка и базар. Не обошла стороной школу война. Ушли на фронт учителя — Самойлов Михаил Яковлевич, Бурдыгина Елена Федоровна, Бурдыгин Владимир Гордеевич в числе других учеников ушла на фронт Численская Галина Петровна. Все лето рыли окопы, а осенью помогали колхозникам убирать урожай ребята — старшеклассники. Трудные, горькие годы пережила школа. Тревога за ушедших на фронт. Холод. Голод. Вместо тетрадей в ход были пущены газеты. Зимой, чтобы не замерзали чернила, чернильницы прятали за пазуху. Часто прямо с уроков убегали в очередь за хлебом.
Но пришел долгожданный день Победы! Вернулись учителя, на время эвакуировавшиеся из города. Жизнь продолжалась. Вот только классы выпускные были маленькие. 1947 г. — 6 человек, 1948 г. — 3 человека, 1953 г. — 15 человек, 1954 г. — 35 человек (2 класса).
В 30-е годы на Заячьем острове возникли первые пионерские отряды, которые объединились в дружину. В 1947 году пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Ульяны Громовой. Пионеры школы старались оправдать оказанное им доверие. Они принимали участие во всех делах: собирали металлолом, заботились о ветеранах Великой Отечественной войны и престарелых людях, выступали с концертами.
В разные годы директорами школы были: Мыльников Евгений Семенович, Зуйков Виктор Андреевич, Яминская Наталья Федоровна, Синькова Тамара Николаевна, Абросимов Александр Павлович, Рябова Нелли Владимировна, Белая Валентина Михайловна.
Астраханская специальная средняя школа милиции МВД СССР
была образована 4 июня 1970 года с целью подготовки специалистов среднего звена для органов внутренних дел (приказ МВД СССР от 04.06.1970 г. № 0306 «Об открытии Астраханской специальной средней школы милиции МВД СССР»).
1 октября 1970 года состоялось официальное открытие Астраханской специальной средней школы милиции МВД СССР, после чего начались регулярные занятия первого учебного года в здании бывшей общеобразовательной школы №54 Трусовского района правобережной части города Астрахани.
В 1978 году здесь разместилось образовательное учреждение – «Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации», цель которого состояла в том, чтобы дать выпускнику школы профессиональные навыки в той или иной профессии. Сейчас это филиал Центра детского творчества «Успех».
В 1966 году школа справила новоселье.
Ул. Водников, 14а
В поселке несколько улиц. Главная носит имя Н.Н. Ветошникова.
Ул. Ветошникова, 52
Ул. Ветошникова, 42 и ул. Ветошникова, 44
Ветошников Николай Николаевич (1899 – 1919 гг.)
Организатор и руководитель первых комсомольских отрядов в г. Астрахани
Николай Ветошников родился в рабочей семье. Его отец работал в судостроительных ремонтных мастерских на Заячьем острове. Вскоре началась первая Мировая война. Отец Николая погибает в той войне. Сын становится опорой семьи. Он поступил рабочим в ремонтные мастерские. В 1917 году положено начало советской эпохе в истории Российского государства. Набирают силу революционное и профсоюзное движение. Шла гражданская война. В Астрахани было неспокойно… Николай со своими товарищами организовал на заводе комсомольский отряд и возглавил его. Стал комсомольским вожаком. В 1919 году шли бои за Астрахань между красными и белыми. Николай Ветошников и его друзья ушли защищать свой город. В боях за становление Советской власти в городе он пал смертью храбрых. Ему было всего двадцать один год. Решением горисполкома от 12 февраля 1971 года Центральной улице нашего микрорайона было присвоено имя Ветошникова Николая Николаевича.
Еще хочется уделить внимание и улице Капитана Краснова.
Краснов Николай Васильевич член ВКП(б) с 1926 г., астраханец, капитан теплохода Рейдтанкер (1903 — 1942)
В 1943 году, во время авиационного налета капитан Краснов на рейдовом танкере «Ударник» направился на помощь п/х «Америка», получившему повреждения от бомб. Танкер был атакован самолетом Хе – III. Взрывом бомбы (торпеды) оторвало носовую часть и снесло рубку. Судно быстро затонуло. Часть экипажа спаслась на шлюпке и на т/х «Урицкий» была доставлена в Астрахань. Ранено 12 человек, погибло 13, в том числе капитан Н.В. Кранов и заместитель начальника Рейдтанкера С.И. Галкин
В Трусовском районе, на территории бывшего поселка имени X годовщины Октября (в народе – “на Десятке”), с ноября 1957 года решением горисполкома появилась улица Капитана Краснова.
Клуб завода X лет Октября
Ул. Капитана Краснова, 23
Ул. Водников, 23
Ул. Водников, 21
Ул. Капитана Краснова, 38 и ул. Капитана Краснова, 40
Детский сад №90
«Детский сад №90» осуществляет образовательную деятельность детей дошкольного возраста с мая 1964 года.
Ул. Капитана Краснова, 36
Детский сад №77
«Детский сад №77» осуществляет образовательную деятельность детей дошкольного возраста с 1969 года.
Ул. Капитанская, 32
Здание поликлиники
Ул. Капитанская, 22
Бывшие детские ясли №5, переданы поликлинике.
Ул. Капитанская, 24
Мореходная школа.
Ул. Водников, 20 и ул. Водников, 20в
В сентябре 1943 г. на территории поселка 20 лет Октября Трусовского района г. Астрахани на материальной базе пароходства «Рейдтанкер» организовалась школа мореходного обучения с подчинением Астраханскому окружному управлению трудовых резервов. В 1944 г. школа перешла в подчинение Астраханскому областному управлению трудовых резервов. В 1949 г. школа мореходного обучения переименована в Астраханскую мореходную школу с подчинением Главному управлению учебными заведениями Министерства морского флота. 16 августа 1957 г., согласно приказу Министерства морского флота №233 школа перешла в подчинение Каспийскому государственному рейдовому пароходству. В 1961 г., в связи с реорганизацией Каспийского государственного рейдового пароходства, школа перешла в подчинение Астраханскому Управлению Каспийского государственного морского пароходства «Каспар».
Теперь здесь общежитие АГУ.
СГПТУ № 10 МФ
Ул. Ветошникова, 4б
При заводе X лет Октября было училище №10. Бывший учебный корпус. Теперь Межрайонная ИФНС России №5.